Google+

Глава четвёртая. Всеми нами движет личная выгода

Сказала однажды мать сыну:

Сынок, нужно всегда помогать другим людям.

На что ребёнок резонно заметил:

Мам, а что тогда будут делать те другие люди, если я им помогу?

Мама не ожидала такого вопроса, однако же, нашлась, что ответить:

Ну… Они будут помогать другим людям. А те – будут помогать ещё кому-то. И, в конце концов, какой-то добрый человек, где-то, когда-то, как-то поможет тебе.

Мальчик искренне и очень удивился:

Зачем такая длинная цепочка? Не проще ли сразу помочь себе самому?

Если безучастно со стороны взглянуть на взаимодействие любых живых организмов на планете Земля, то быстро станет понятным, что никакого «альтруизма», или скажем шире, «безвозмездного друг-друголюбия и друг-другупомогания» нету на нашей планете и в помине. Мы уверены, на других планетах ситуация такая же.

Присутствует только личная выгода и прагматическое взаимодействие двух сторон с целью удовлетворения своих потребностей.

Есть только одна мотивация к действию – личная выгода и всё – больше ничего не сможет подвигнуть человека что-либо сделать и выйти из своей зоны комфорта.

А все эти декларации, что мы собрались здесь, дабы помогать малоимущим – чистой воды промоция – красивый фасад, прикрывающий истинные цели – искупление грехов молодости, к примеру.

Какое бы взаимодействие сторон вы не проанализировали, всюду присутствует удовлетворение личной выгоды.

И в силу привычки, или традиции, в человеческой межличностной коммуникации всегда имеет место быть:

1. Выдуманная причина и побуждение к действию.

2. Истинная причина и побуждение к действию.

Как в только что упомянутом примере: выдуманная причина – мы собрались помогать малоимущим, но на самом-то деле, может быть, даже не осознавая этого, человек преследует личную выгоду – искупление грехов молодости.

Поймите правильно. Пишем это не для того, чтобы разоблачать людей, делающих благие дела. Нет.

Пишем, чтобы самому не заблудиться среди собственных декораций, построенных / нарисованных / приукрашенных ради приличия.

Не обязательно кричать об этом на всех перекрёстках.

Нам пофиг – это их проблемы.

Умный человек укажет другому на недостаток[1].

А мудрый человек спокойно этот недостаток использует.

Просто знайте об этом, раз уж вы начали читать эту книгу, и:

а) Определитесь со своими потребностями. Чётко узнайте, чего же вы хотите?

б) Узнайте, а что нужно другой стороне?

Причём учтите, декларируемое, озвученное может очень отличаться от настоящего. Кстати, как в случае «а», так и в случае «б».

Потому что есть определённая позиция – что-то одно. И личные интересы – что-то другое не всегда понятное, если видеть только лишь позицию человека.

И так было всегда.

Моя позиция – отказываюсь бесплатно проводить тренинг.

Мои интересы – извлекать прибыль из своих интеллектуальных ресурсов.

Приняв мою позицию и поняв мои интересы мудрый человек, не имея денег, предложит другие виды прибыли (обмен услугами, рекламу меня как тренера, продажу моих книг, другое).

И то, что он предложит, может быть мне интересно, а может быть и нет.

Но, по крайней мере, он попробует не зацикливаться только на моей позиции.

И так всюду. Исключений нет. И без согласия сторон на взаимовыгодное удовлетворение личных потребностей ничего не произойдёт.

Мазохисту нужен садист. Садисту – мазохист

Кобель не скочит, коли сучка не схочет

Агрессор нападает именно на жертву. Жертва будет искать именно агрессора

Кошка рассказывает своим подругам:

Представляете, вчера иду по соседнему двору, вдруг меня поймали местные коты и изнасиловали. Сегодня снова иду по этому двору меня опять поймали и изнасиловали.

– ????

Завтра опять пойду…

Это уже вопрос другой: «Почему иногда люди имеют потребность быть жертвой, мазохистом, униженным, изнасилованным, больным, бедным… ?»

И этот вопрос скорее к психологам / коучам / мастерам или к кому там ещё.

Сейчас не об этом. Хотя мы рекомендуем обратиться и прояснить себе что-то в себе, прежде чем практиковать «Конструктивный пофигизм».

Здесь и сейчас нам важно понять, что:

Людьми движет только личная выгода

В этом, собственно говоря, весь прагматический подход природы. Потому что цель существования, по крайней мере, в этом видимом нам мире – конкретный результат \ прибыль \ материализация \ превращение одного из другого \ трансформация \ развитие \ рост.

Говоря о росте, вспомнили раковую опухоль. Да, она также растёт и даёт определённую прибыль своему хозяину. Да, дело кончается смертью физического тела. Но на пустом месте ничего не возникает. Мы встречаемся и договариваемся (иногда сами с собой), преследуя личные интересы.

Ведь прибыль не всегда измеряется только материальным эквивалентом.

Есть также прибыль:

  1. Интеллектуальная – знания, опыт, умения, навыки.
  2. Эмоциональная – ощущения, душевные состояния.
  3. Социальная – приобретение статуса в обществе, или признание в группе, или укрепление авторитета, или демонстрация имиджевых характеристик.

Какая выгода человеку от раковой опухли? Спросите у психологов, они знают ответ.

И когда человек занимается благотворительностью, то, на первый взгляд, кажется, что он прибыли не получает. Но это, если мерить прибыль только деньгами.

В общем, чтобы мы ни делали, мы хотим что-то получить исключительно для себя.

Но всегда ли мы готовы меняться своими ресурсами друг с другом?

И вот, если мы говорим о стремлении к личной выгоде, то вполне понятно и совершенно логично, что нам пофигу (нам безразличны) потребности других людей.

Так в принципе и должно быть. Думайте сначала о себе.

Однако «Конструктивный пофигизм» идёт ещё дальше и предлагает:

Сделайте так, чтобы вам были безразличны и ваши личные потребности.

«Забейте» на себя также, как вы «забиваете» на ближнего своего[2].

Излишний эгоизм приводит к тому, что другие люди становятся для вас зеркалом.

И…

…психолог лечит себя в своих пациентах…

…родители воспитывают себя в своих детях…

…учителя учат себя в своих учениках…

…девушка любит себя в своём парне…

…парень любит себя в своей девушке…

Другими словами происходит так называемая проекция.

Но когда вам пофиг ваши же личные потребности, ваша личная выгода, вы становитесь свободны от груза самолюбования и готовы сделать первый шаг к оптимальному пути удовлетворения этих своих потребностей.

Получается парадокс:

Отказываясь, я получаю

flagyl online

xt-indent: 1cm; “>Что же происходит?

Я свободен, я готов увидеть другого, таким, каков он есть на самом деле. И я понимаю, что он такой же, как я, только у него свои потребности. И эти потребности для него настолько же ценны, насколько мои потребности ценны для меня. И он хочет их удовлетворить. Хочет достичь своей личной выгоды.

И, если хорошенько подумать (о себе конечно), оказывается, есть общий для нас проект, в рамках которого мои действия помогут удовлетворить его потребности, а его действия – мои потребности. И получается взаимовыгодный обмен.

Да мы пришли к тому же – к помощи другому. Но на качественно другом уровне. Во-первых, это не так помощь, как взаимовыгодный обмен. Во-вторых, мы быстрее договариваемся, поскольку нам пофиг не только партнёр, но и мы сами себе пофиг.

По сути, оно всё так и происходит. Просто не всякий человек задумывается. И не каждый из этих «не всяких» пробует осознанно подходить к делу.

К примеру, жизненный случай.

Представьте себе, что вы писатель и копирайтер (рекламист) в одном лице. Тогда для вас вполне естественно то, что вы стремитесь, тем или иным образом, как минимум мысленно, к тому, чтобы издать свои книги.

И вот к вам, как к рекламисту обращается издатель с заказом на рекламный текст для одного из его проектов, по сути вас просят рекламировать другого Автора.

Вы думаете:

– Какая удача! Как я себя хвалю!

Затем хватаете все свои нетленные рукописи и вываливаете их на стол перед издателем уже на первой встрече с ним.

Чем всё это закончится? Как минимум невысказанным раздражением издателя.

Делаем по-другому. Нам пофиг наши потребности, отставляем их в сторону. Тогда появляется место для мыслей о конкретном заказе, о качественном удовлетворении потребностей издателя.

Дальше мы пишем текст для другого Автора. Кто он для нас? Коллега или Конкурент? Нам пофиг наши потребности – он наш Коллега.

И вот продающий текст написан, озвучен, запущен в работу.

Только после всего этого, когда работа сделана, когда все довольны и радостны, переходим к переговорам с издателем о наших чудесных сочинениях.

– Это же элементарно! – воскликнете вы на этом месте.

– А мы ж об чём? – ответим мы и добавим….

Есть множество неосознанных ситуаций, где мы во главу угла ставим «МОЁ», разжигаем междоусобный конфликт интересов и сами себе вредим…

…Особенно в тех случаях, когда нам кажется, что мы альтруисты, что мы помогаем другим, восклицая: «Мы хотим тебе добра!».

Но на самом деле мы продвигаем удовлетворение своих личных потребностей.

Посему будьте бдительны.

«Конструктивный пофигизм» делает взаимовыгодный обмен более качественным и партнёры более уверенны друг в друге.

Опять парадокс:

Именно потому, что ему пофиг, пофигист более надёжен и ответственен,.

Кстати не мы первыми об этом подумали. Есть такое выражение:

Тот, кто уже твёрдо идёт своим путем, выглядит наиболее безрассудным.

Чтобы выглядеть «безрассудным», нужно быть «безрассудным», или пофигистом. И именно достижение этой «безрассудности» и обеспечивает «твёрдость, устойчивость на своём пути».

Вот представьте себе, приходит человек к мебельщику и говорит:

– Мне нужен стол.

Мебельщик же, бедолага, спит на полу и мечтает о кровати. Поэтому он начинает убеждать заказчика, что:

– Господин хороший, зачем вам стол? Кровать, вот в чём смысл жизни. Вот к чему следует стремиться такому продвинутому человеку, как вы! Последний трэнд – в постели не только завтрак, но обед, полдник и ужин.

Слабые соглашаются.

Сильные настаивают на своём.

Раздосадованный мебельщик нервно говорит:

– Хорошо! Да сделаю я вам этот дурацкий стол. Приходите через две недели.

И вот через две недели приходит человек и вместо стола всё же видит кровать…

– Вот, получите ваш стол, – говорит мебельщик…

Глупо и смешно.

Мы почему-то, откуда-то знаем, что нужно другим человекам и «впариваем» им свои ценности. «Впариваем», прикрывая свои делишки благими намерениями, то есть, по сути, врём, в первую очередь самому себе.

Иногда доводим всё это до парадокса Абилина.

Парадокс Абилина[3] (энциклопедическая формулировка) – заключается в том, что группа людей может принять решение, противоречащее возможному выбору любого из членов группы из-за того, что каждый индивидуум считает, что его цели противоречат целям группы, а потому не возражает.

Парадокс Абилина (человеческим языком) – бывает, что люди принимают решения, основанные не на том, что они сами хотят, но на том, что они думают, что хотят другие. В результате получается, что каждый делает что-то, что никому на самом деле не нужно.

Парадокс Абилина (практический пример)

В один жаркий техасский вечер некая семья играла в домино на крыльце дома до тех пор, пока тесть не предложил съездить в Абилин, штат Техас, располагающийся в 85-ти километрах севернее, отобедать. mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
background:white;font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Жена сказала: minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;background:white;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Звучит неплохо. mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
background:white;font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Муж, несмотря на то, что поездка обещала быть долгой и жаркой, подумал, что надо бы подстроиться под мнение других, и произнёс: minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;background:white;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

По-моему, неплохо. Надеюсь, что и твоя мать не откажется. mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
background:white;font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Тёща же ответила: minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;background:white;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Конечно, поехали! Я не была в Абилине уже давно.

Дорога была жаркой, пыльной и долгой. Когда же они, наконец, приехали в кафетерий, еда оказалась невкусной. Спустя четыре часа они, измученные, вернулись домой. mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:
minor-latin;color:black">

Один из них произнёс неискренне: mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Верно, неплохая была поездка? mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Тёща на это сказала, что, на самом деле, она бы лучше осталась бы дома, но поехала, раз уж остальные трое были полны энтузиазма. mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Муж сказал: mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Я был бы рад не делать сделанного, поехал лишь, чтобы доставить остальным удовольствие. mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Жена произнесла: mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

А я поехала, рассчитывая на радость остальных. Надо было быть сумасшедшим, чтобы добровольно отправиться в эту поездку. mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:minor-latin;color:black;
font-style:normal;mso-bidi-font-style:italic">

Тесть сказал, что он предложил это лишь потому, что ему показалось, что остальным скучно. mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:
minor-latin;color:black">

И они сидели, ошеломлённые тем, что поехали в поездку, которой никто из них не хотел. Каждый из них предпочёл бы спокойно наслаждаться тем днём на крыльце своего дома. mso-ascii-theme-font:minor-latin;mso-hansi-theme-font:minor-latin;mso-bidi-theme-font:
minor-latin;color:black">

Посмотрите внимательно, и вы всё это увидите вокруг себя.

И нам кажется… хотя, быть может, мы ошибаемся, ведь мы совсем не претендуем на объективность… мы лишь предлагаем вам некую модель…

И если уж вы дочитали эту книгу аж сюда, то давайте подведём некое резюме:

  1. Людьми движет только личная выгода.
  2. Пофигизм (беззаботность) в отношении к потребностям других людей – наше естественное состояние.
  3. Для эффективной взаимовыгодной коммуникации с другими людьми важно быть беззаботным и в отношении к своим потребностям.
  4. Пребывая в таком состоянии «Конструктивного пофигизма» качество работы, обслуживания, общения, самореализации значительно возрастает.

[1] Одна из аксиом «Конструктивного пофигизма». Подробности дальше.

[2] Ещё одна аксиома концепции «Конструктивный пофигизм». Подробности дальше

[3] в тимбилдинге известен как «Обманчивый успех единодушного принятия решения в команде».


zp8497586rq

Post Tagged with

Comments are closed.