Google+

Глава девятая. Иди NICA, иди

В предыдущей главе мы рассмотрели последовательность шагов для достижения цели: «безучастной невовлечённости». Теперь мы знаем «как это сделать».

Вместе с этим мы склонны считать, что имеет смысл задаться ещё одним вопросом:

– Кто это будет делать?

– Ну, Я, – напрашивается ответ.

 

А что мы понимаем под этим «Я»?

 

Ничего не понимаем.

И такой ответ в данной ситуации будет настоящим, то есть правдивым.

Конечно, досточтимые, образованные и слегка образованные: учёные, философы, психологи, медиумы и прочие продвинутые сыны человечества много сделали для исследования этого вопроса. И мы им за это очень благодарны, ведь в некотором смысле, на определённых этапах создания концепции «Конструктивный пофигизм» и написания сего труда мы ориентировались на их достижения.

Однако в конечном итоге мы пришли к одному интересному выводу, достигли понимания некой модели личности, которая позволяет уверенно и осознанно пользоваться непознанными возможностями нашего «Я».

 

Подход к систематизации функций человеческого «Я» в рамках концепции «Конструктивный пофигизм» очень прост, логичен и понятен.

 

Если особо не заморачиваться, и в то же время полностью сохранить практический аспект использования ментально-психических функций с целью обретения конкретной пользы для себя лично, то, упоминаемое всуе «Я» красиво, понятно и практично изображается в модели «NICA».

 

В большинстве случаев, в состоянии бодрствования, в том числе и мнимого, человеческое «Я» пребывает в одном из 4 основных режимов функционирования: Norma; Intuition; Creation; Analyzing.



Мы называем это «NICA», создав имя из заглавных букв представленных функций. Но только для того, чтобы хорошенько запомнить своё изобретение и для удобства пользования в обыденной коммуникации. «NICA» не означает чётко определённую последовательность перехода из одного состояния в другое, хотя такая последовательность вполне возможна.

 

Взглянем же на модель «NICA», ориентируясь на банальный пример.

 

NORMA

Представьте себе, что вы привыкли ходить из дома на работу по одному оптимальному маршруту. Именно он и есть норма, своеобразный шаблон. Используя этот шаблон, вы передвигаетесь в пространстве, затрачивая минимум ресурсов, и практически с закрытыми глазами…     

 

Norma – это состояние, когда все привычки, стереотипы, шаблоны и модели поведения, наборы ценностей и прочие приобретённые реакции или действия полностью соответствуют условиям внешней среды. (под внешней средой мы понимаем не только природные явления, но и социальные. И вторые, наверное, в большей степени влияют на выживание особи).

 

Главное понимать, что любая «Norma» состояние относительное, субъективное и временное.

Всё течёт, всё изменяется. Меняется личность, меняется общество, меняется «Norma».

Также следует учитывать, что головной мозг управляет вверенными его чуткому руководству системами с помощью шаблонов и стереотипов, доводя алгоритмы действий до максимально возможного автоматизма. И в этом состоянии нормального автоматизма мы делаем большинство дел.

 

Ярким примером тому служить пьяный в стельку человек, который на автопилоте приходит домой, раздевается, аккуратнейшим образом складывает свои вещи и ложится спать. Сам человек ничего не помнит, но мозг знает: кто виноват, что делать, куда идти.

 

Похожим образом работают и другие шаблоны. Нам достаточно увидеть буквы «мо», чтобы быть уверенными – имеется в виду молоко, и удивиться, если окажется, что на самом деле речь идёт о «морепродуктах».

В состоянии «Norma» важно:

1) Знать себя, свои ощущения, реакции, чтобы случайно или неслучайно не перепутать себя с другими.

2) Быть готовым изменить эту норму, то есть не привязываться эмоционально к текущему набору / алгоритму / шаблону действий.

 

…Но вот внешние условия изменились. Ночью появились рабочие в оранжевых жилетках с лопатами в руках.  Они перекопали вашу любимую дорогу, которая изо дня в день вела вас из дома на работу…

 

Что вы будете делать, когда узнаете об этом?

Конечно. Внесёте в опцию «Norma» изменения, то есть найдете способ приспособиться к изменившимся внешним условиям. В данном случае:

a. Перепрыгнете яму.

b. Обойдёте перекопанную улицу.

c. Перекинете доску через яму.

d. Другое.

 

Но иногда, и от этого факта просто так не отмахнуться, люди не решаются менять норму и действуют дальше по наработанному шаблону и в нашей истории попадают в яму.

Бывает такое, что интуиция сигнализирует нам о том, что внешние условия изменились, или скоро изменятся, и подсказывает, как следует изменить норму.

 

INTUITION

Интуиция, как утверждают специалисты – знает всё. Ещё они говорят, что ею пользуются все люди, но в большинстве случаев неосознанно: вот почему вы свернули сегодня именно тут, и встретили именно там своего знакомого, которому планировали позвонить.

 

…Поскольку дело происходило ночью и по радио ничего не сообщили, и по телевизору ничего не показали, и в газете ничего не напечатали, в одно прекрасное утро вы проснулись в полном неведении, что ваша дорога на работу перекопана и, шаблон не работает. Но интуиция знает всё.

И только вы проснулись, в вашей голове появляется мысль сегодня взять с собой веревку. Мысль глупая, вы удивлены, однако же, берёте с собой верёвку.

И только когда вы приходите к тому месту, где рабочие перекопали вашу дорогу, вы понимаете, зачем вам верёвка…

 

CREATION

Созидание, творение, креативное мышление, творчество, нестандартное мышление… Называйте это как хотите, но дайте нам результат: Создайте новую норму для новых внезапно / спонтанно / запланировано / возникших внешних условий.

 

…Оказавшись в новых условиях – дорога перекопана, но будучи подготовленным – вы взяли верёвку, вы начинаете созидать: приспосабливаться к создавшимся условиям.

Вы привязываете верёвку к ветке дерева и аки Тарзан перепрыгиваете яму.

Сначала новые движения даются вам с трудом, но вскоре вы доведёте новый шаблон до автоматизма.

Но доведёте ли?..

 

ANALYZING

Доверяй, но проверяй. Вот девиз мозга, когда он мониторит новые модели поведения. И если в новаторском предложении есть хоть капля здравого ума, мозг утвердит эффективные стереотипы.

Мы анализируем, сопоставляем, иногда автоматически, и принимаем решения.

 

…Пролетая над ямой, держась за верёвку, вы понимаете, что в контексте мировой эволюции, вы таки далеко ушли от обезьяны и посему стоит поискать другие решения для преодоления новосозданной ямы…

 

Какую опцию вы выберете дальше: «Creation» «Intuition» для поиска нового решения дело ваше.

 

Полагаем, вам этого абсолютно достаточно для понимания модели «NICA» и её самодостаточности в практическом смысле функционирования и развития человека.

 

Здесь и на этот момент времени[1] мы совсем не предполагали углубления в подробное описание каждого из упомянутых нами состояний в отдельности, ибо:

1) Возможно, вы видите всё совершенно иначе, и может быть так, что модель «NICA» именно для вас полнейшая бессмыслица;

2) Существует множество Авторов, чьи книги, практические руководства, пособия, с разной степенью эффективности помогут вам осознанно существовать в норме и управлять креативностью, интуицией, анализом.

 

По сути, цель состоит в том, чтобы уметь по личному желанию переключаться из одного состояния в другое.

Поэтому, если модель «NICA» вам подходит, изучите самостоятельно и усвойте на практике методы управления интуицией, творчеством и анализом.

Ежели модель «NICA» претит вашему мировоззрению, создаете что-либо своё, или же обратитесь к другим Авторам. Главное ведь комфортное следование процессу и достижение желаемого результата.

 

Стоит, наверное, поразмыслить и о других состояниях сознания, дабы убедится, что модель «NICA» действительно заслуживает вашего внимания с последующим практическим её применением.

Сон. Мы пребываем во сне где-то около трети всей жизни. Изобретены даже многочисленные практики осознанного сновидения, целью которых есть исследование или совершенствование личности.

Мы можем утверждать следующее: человек попадает (или создаёт?) некую реальность со своими законами, возможностями и ценностями, где существует другая «Norma», отличающаяся от опции «Norma» в состоянии бодрствования.

И теоретически во сне мы можем созидать, анализировать, интуитивно принимать информацию, то есть переключаться с нормы на креативность, анализ, интуицию, как это было представлено выше.

То есть модель «NICA» работает и во сне, просто точка отсчёта – иная.

Духовные практики. Все духовные практики, так или иначе, предполагают инициацию у своих последователей временных изменённых состояний сознания. Опять же: человек попадает (или создаёт?) некую реальность со своими законами, возможностями и ценностями, где существует другая «Norma», отличающаяся от опции «Norma» в состоянии бодрствования.

Гипнотические состояния. Они сопровождаются внушением и также созданием новых условий для той или иной цели. Вновь можем смело утверждать: человек попадает (или создаёт?) некую реальность со своими законами, возможностями и ценностями, где существует другая «Norma», отличающаяся от опции «Norma» в состоянии бодрствования.

И так далее…

И тому подобное…

В общем, наше «Я» посещает разные формы, которые временно можно обозначить как «Norma», но в любой из них практически целесообразно уметь переключаться в следующие состояния: Intuition; Creation; Analyzing (которые для разных состояний «Norma» функционируют по разному). И тогда ваше существования в избранной вами «Norma» будет осмысленным и полноценным.

 

Подчеркнём: мы не претендуем на истинность. Мы лишь обосновываем наши же предположения. И может быть, мы просто сами себе объясняем, чтобы убедить себя в правильности избранного направления.

Быть может, мы врём… сами себе. И не потому, что мы знаем правду и пытаемся что-либо скрыть, а потому, что думаем, что это – правда, то есть – искренне заблуждаемся.

А уже вам выбирать, с кем заблуждаться: с нами, или с кем-то другим.

 

Нам же, в заключение этой главы хочется поделиться с вами одной мыслью.

Вникая в механику действия модели «NICA», мы поняли, что и креативность, и интуицию, и анализ, да и норму объединяет один подход:

 

Ассоциативное мышление

 

Иными словами способ «построение ассоциаций» есть основополагающим для абсолютно всех мыслительных действий и процессов. Можно сказать, что «построение ассоциаций» – движок, запускающий жизнеобеспечение того или иного режима функционирования: норма, интуиция, креативность, анализ.

 

Как всё происходит в нормальном состоянии?

Сначала представьте себе обычный персональный компьютер.

Так вот, и для вас это не секрет, в нём всё просто: работает адресная схема:

1. Диск «Ди»:

1.1. Мои документы.

1.1.1. Проекты:

1.1.1.1. Конструктивный пофигизм.



Чтобы найти тот или иной объект, нужно знать, что хочешь найти и следовать от одной директории к другой.

В нашем же сознании всё совсем по-другому. Поиск скорее контекстный:

 

Вот мы идём по улице и видим, что рабочие ставят карусель. Смотрим на них и вспоминаем, что забыли забрать сына из детского сада.

 

Посмотрим на творчество.

Задача  любой креативной методики состоит в следующем: создать интервенцию / провокацию, новую точку отсчёта, чтобы выйти за рамки «теперешнего стандарта» и, шагая от одной ассоциации к другой прийти к новой идее.



Вот банк. У них есть услуга – кредит. Они хотят его усовершенствовать и используют креативную методику «Свободный вход». Наугад из первой попавшейся под руку книги они вытаскивают слово «тамагочи». Это слово становится новой точкой отсчёта для мыслей про кредит, которая и выводит нас в открытый космос непознанного.

Дальше свободные ассоциации, шлифовка полученной информации и результат:

«Кредит» – это маленькое домашнее существо, живущее в вашем мобильном телефоне. И вы не платите проценты, а заботитесь о маленьком, беззащитном, любимом, прекрасном и родном нечто.

 

И неважно, какую креативную методику вы выберете: их десятки, если не сотни. Но суть в одном – они стимулируют ассоциативное мышление, ну и плюс воображение нужно, но оно вторично.

В общем, вы поняли, как работает креативное мышление.

 

Теперь очередь интуиции.

Как видите – те же помидоры, только в профиль.



Интуиция – всегда есть получение символа / образа / знака с последующей его расшифровкой, в которой активно задействуются ассоциации.

 

Задаваясь вопросом о командировке и важной встрече, вы получаете символ – бегущий по полю конь. Прямого отношения к делу этот символ не имеет, но косвенно таки иеет, ибо ассоциативно вы приходите к выводу, что быть может, следует вести себя свободно. Или может, следует обуздать коня своих желаний?

 

Интерпретация символа / образа / знака дело очень личное, но ассоциации присутствуют в любом частном случае работы интуиции.

Еще некоторые пояснения к этой картинке. Изображённый символ появляется из подсознания, или из вселенной, или от бога, кому как удобно заблуждаться. Но его интерпретация происходит в нашем личном пространстве, где, собственно и происходит понимание, что, же нам хотели сообщить.

 Анализ.

В том случае, когда у нас есть все качественные и количественные показатели, процесс анализа весьма прост: оцениваем и сравниваем.



Но когда мы видим «следствие» но не знаем в чём «причина», то есть когда нужно шагнуть в неведомое, то «метод свободных ассоциаций» именно то, что нужно. Ложитесь на кушетку, дедушка Фройд уже готов вас пользовать.

 

И это всё в этой главе. Мы подытожим, а вы решайте, соглашаться вам с этим или нет.

 

1) Существует модель «NICA» – способ визуализации и понимания, как осознанно управлять основными режимами функционирования личности: Norma; Intuition; Creation; Analyzing.

2) Есть много методик для развития каждого из режимов: Norma; Intuition; Creation; Analyzing.

3) Следует выбрать свою методику для каждого из режимов, освоить её, чтобы модель «NICA» была более эффективной.

4) В основе всего – ассоциативное мышление.

5) Вы имеете право игнорировать наши измышления (это касается как этой главы, так и книги в целом).


[1] Быть может, в будущем всё изменится, и мы в следующем издании этой книги посвятим несколько глав о методологических инструментах управления творчеством, интуицией, анализом.


Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Можна використовувати XHTML теґи та атрибути: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>