Google+

Глава одинадцатая. Свобода – это не то, что мне могут дать. Свобода – это то, что невозможно у меня отобрать.

11-sait

Всё, что нужно уже есть. Просто следует этот ресурс проявить в нужное время, в нужном количестве.

Слово «проявить» глагол, а любой глагол предполагает действие. Потому во многом прав Лев Николаевич Толстой, однажды изрекши:

 

«Наибольшим препятствием к счастью есть ожидание чего-то от будущего»

 

Вот и ждём-с, господа. Придет очередной Лидер или Мессия и даст нам всего вдоволь, в том числе и свободы.

 

Никто ничего никому не даст.

Хотя бы по той объективной причине, что мы не можем дать то, что нам не принадлежит.

 

Ваша свобода ни нам, ни кому-либо другому, не принадлежит. Потому и дать вам её ни мы, ни кто-либо другой не может.

Все обещания: «Мы освободим вас!»; «Мы дадим вам!» – большая афёра, цель которой: «Чтобы рабы думали, что они свободны».

Впрочем, надо сказать, что обещания свои они исполняют: они дадут вам и свободу, и счастье, но в своём понимании.

 

В их понимании счастье и свобода хомячка в том, что он имеет дом, подстилку, еду, воду, тепло, уют, самку. И почему бы ему не побегать в колесе, покрутить динамо-машину, произведя электричество, ведь бегать для хомячка естественно.

 

А вы вольны уже сейчас делать выбор.

И вопрос не в том, чтобы послать всех нахер, бросить работу, поднять людей, пойти на митинг, устроить революцию.

Нет.

Это тихий переворот, тихая революция внутри себя.

Даже не революция, даже не переворот.

И вопрос не в том, чтобы избавиться от всех материальных благ.

Нет.

Вопрос в том, чтобы пользоваться всем, не обладая.

Всё происходит естественно.

 

Вы просто ощущаете, что вы – свободный человек и у вас нет желания доказывать этот факт кому-то другому, вам абсолютно всё равно узнают об этом другие или нет.

 

Понять «я уже свободен» означает отсутствие потребности в лишних действиях, направленных на получение подтверждения от других о своей самодостаточности / значимости / ценности… и так далее…

Каждый месяц ученик добросовестно высылал своему учителю отчет о своем духовном прогрессе. В первый месяц он написал: «Чувствую расширение сознания и единение со всем остальным миром». Мастер взглянул на запись и швырнул ее в урну.

Во второй месяц ученик написал: «Наконец я обнаружил божественное во всей окружающей природе». Мастер был разочарован.

В третьем письме ученик с энтузиазмом объяснял: «Тайна Одного и всех предстала моему изумленному взору». Мастер зевнул.

В следующем письме была новая мысль: «Никто не рождается, никто не умирает, ибо эго не существует». В отчаянии мастер развел руками.

После этого письма прошел один месяц, потом два, потом пять, потом целый год. Учитель решил напомнить своему ученику о том, что уже пора сообщить о духовном прогрессе. Ученик ответил: «Да кому это нужно?».

После этих строк на лице мастера появилось удовольствие: «Слава Богу, сказал он, наконец-то до него дошло!».

Даже стремление к свободе является ограничением. Истинно свободный лишь тот, для кого уже не имеет значения свободен он или нет!

Мы не знаем, что такое «свободный человек», каковы его характеристики и чем он отличается от «человека зависимого». Но этого нам знать и не надо, потому что для каждого это будет свой личный образ, своё видение, своё действие.

Главное, что мы хотим подчеркнуть, провозглашая эту аксиому, то это то, что, как нам кажется, пассивное ожидание свободы – большое заблуждение. И такое умозаключения касается всех дел – от поверхностных бытовых до глубоких духовных.

 

Как эта аксиома может выглядеть на практике?

Попробуйте уединиться. Михаил Афанасьевич Булгаков как-то заметил: «Одиночество – большая мудрость». Мы скажем иначе: «Уединённость – большая мудрость».

Одиночество – скорее результат отсутствия связей, контактов с окружающим нас миром. Когда мы хотим удержать этот контакт, а он, несмотря на все наши усилия, в силу тех или иных обстоятельств, исчезает.

Уединение – контакт, связи с внешним миром присутствует, но мне всё равно, есть они, или нет. Потому я могу намеренно на некоторое время остаться наедине с собой.

Заметьте, мы не говорим о медитациях, об отшельничествах в монастырях. Нет. Уединение возможно и в многолюдном парке.

 

И вот, уединившись, почувствуйте себя. Вам хорошо с собой? Нравится ли вам то, что вы делаете дома, на работе? Поразмышляйте о себе…

Попробуйте представить себя без всего, что вы имеете, также и без тела….

Представьте себе, что вы сейчас бросаете всё и уходите. Что вы чувствуете в этот момент?

 

С другой стороны практическое использование этой аксиомы в первую очередь относиться скорее к ментальной сфере понимания себя, так сказать к «системе внутреннего позиционирования личности», и уже потом, как следствие – к сфере физических действий. И в ваших намерениях, действиях, чувствуется, что вы свободный человек, хотя сами действия остались те же.

Одного дзэнского мастера спросили[1]:

Что вы обычно делали до того, как стали Просветлённым?

Он сказал:

Я обычно рубил дрова и носил воду из колодца.

Затем его спросили:

А теперь, когда вы стали Просветлённым, что вы делаете?

Он ответил:

Что же ещё я могу делать? Я рублю дрова и ношу воду из колодца.

Вопрошающий, естественно, был озадачен. Он спросил:

В чём же тогда разница? Перед Просветлением вы делали это и после Просветления делаете то же самое, в чём же тогда разница?

Мастер засмеялся и сказал:

Разница большая. Раньше мне приходилось делать это, а теперь всё это происходит естественно. Раньше мне надо было делать усилие: перед тем, как я стал Просветлённым, это было обязанностью, которую мне приходилось выполнять, делать нехотя, заставляя себя. Я делал это потому, что мне приказали это делать; мой учитель велел мне рубить дрова, поэтому я и рубил. Но в глубине души я злился, хотя внешне я ничего не говорил.

Теперь я просто рублю дрова, потому что знаю сопряжённую с этим красоту и радость. Я ношу воду из колодца потому, что это необходимо. Это уже не обязанность, а моя любовь. Я люблю старика. Холодает, зима уже стучится, нам будут нужны дрова. Учитель с каждым днём всё больше стареет; ему нужно больше тепла. Необходимо хорошо отапливать его жилище. Именно из этой любви я рублю дрова. Из этой любви я ношу ему воду из колодца. Теперь появилось большое различие. Нет неохоты, нет сопротивления. Я просто откликаюсь на момент и на текущую необходимость.

Попробуйте… У вас получится.


[1] Дзэнская притча.


One Response so far.

  1. s1gh6 коментує:

    Роки медитацій і "убей патриарха, убей Будду" – от нелегкий путь до просвітлення і свободи. Не все так просто. 

Напишіть відгук

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Можна використовувати XHTML теґи та атрибути: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>